АРТУР КОНАН ДОЙЛ И ЕГО ГЕРОЙ ШЕРЛОК ХОЛМС

Корней Чуковский в предисловии к вышедшей в 1956 г. книге "Записки о Шерлоке Холмсе" английского писателя Артура Конан Дойла написал следующее:

"Шерлок Холмс – чуть ли не единственный из персонажей детской мировой литературы, главное занятие которого – мышление, логика... Мышление Шерлока Холмса реалистично, конкретно... Нам то и дело показывают самый процесс мышления, а это в беллетристике – величайшая редкость. Каждый рассказ о Шерлоке Холмсе есть, так сказать, наглядный урок о могуществе человеческого разума. Здесь главная ценность всего этого цикла рассказов. Каждый из них есть гимн победительной логике – какой бы наивной и зыбкой ни казалась эта логика иному читателю".

Шерлок Холмс и в особенности его методы очень интересны с позиций ТРИЗ.

В одном из первых рассказов "Знак четырёх" Шерлок Холмс заявляет: "Расследование преступления – точная наука, по крайней мере, должна ею быть". Доктор Ватсон, жизнеописатель Шерлока Холмса, сердито заявляет там же: "И ещё меня раздражал его эгоизм, в угоду которому надо было бы каждую строку моей книжки посвятить его бесценному методу".

Мы часто цитируем Шерлока Холмса, например, о необходимости "порядка на мозговом чердаке" (Г. Альтов "И тут появился изобретатель", с. 61). В том же "Знаке четырёх" Холмс заявляет: "Я никогда не гадаю. Очень дурная привычка: действует гибельно на способность логически мыслить". И при этом, конечно, задумываемся о создателе Шерлока Холмса – А.К. Дойле – ведь все эти ценные выводы принадлежали именно ему.

Кто же такой Артур Конан Дойл?

К сожалению, литературные критики отмечают, что до сих пор не существует достаточно правдивой, нефальсифицированной биографии А.К. Дойла. И это несмотря на то, что А.К. Дойл, подобно своему герою, не переносил уничтожения бумаг и оставил огромный архив, который был разобран только через 16 лет после его смерти. Дело в том, что родные А.К. Дойла, ставшие благодаря ему знаменитыми и уважаемыми людьми, стыдились многих фактов из биографии А.К. Дойла. А факты таковы: вырос А.К. Дойл в нищете, в студенческие годы стал атеистом (что никогда не приветствовалось в Англии), долго не мог найти работу после окончания университета, был шумным, непоседливым ирландцем (по происхождению), многое из опубликованного написал ради денег. "Я – человек с улицы", – говорил о себе А.К. Дойл.

А.К. Дойл, ирландец по национальности, но англичанин по воспитанию, родился в 1859 г., в столице Шотландии Эдинбурге и прожил 71 год. Религия ирландцев – католическая (в отличие от англичан, приверженцев протестантской церкви) – обычно была помехой в карьере, за исключением литературы, может быть, поэтому среди писателей Англии немало ирландцев: Бернард Шоу, Оскар Уайльд

А.К. Дойл поступил в иезуитский колледж, по желанию родителей он должен был стать священником. Но не стал. Изменились семейные обстоятельства, ушёл из семьи отец, семья оказалась на грани нищеты. Вообще А.К. Дойл не очень расстраивался по поводу несостоявшейся карьеры священнослужителя. Его кумиром, как и многих ребят в то время, был Жюль Верн. Но нужно было содержать семью (мать, младшего брата, сестру). После окончания колледжа Артур собирался стать грузчиком, он был сильный малый: рост около двух метров, вес до 102 кг, спортсмен. Но ему повезло, подвернулась стипендия на медицинском факультете Эдинбургского университета, и, поскольку он окончил колледж хорошо, то эту стипендию получил. Стипендия была 7 фунтов в месяц, и этого было достаточно, чтобы содержать семью.

Во время учёбы в университете А.К. Дойл познакомился с удивительным человеком – профессором Джозефом Беллом, который стал его любимым преподавателем. Джозеф Белл был потрясающим диагностом-врачом. Он учил своих студентов особенной наблюдательности. Он говорил, что пациенты не всегда правдивы, а часто и просто забывчивы, поэтому для правильного диагноза необходимо самому увидеть мельчайшие подробности внешнего вида, состояния, поведения пациента. Джозеф Белл часто практиковал такие упражнения на наблюдательность: показывал на идущего под окном аудитории человека и спрашивал, что студенты могут сказать об этом человеке.

– Бывший солдат...
– Скорее сержант, по осанке видно, что он умеет не только подчиняться, но и приказывать – уточнял Джозеф Белл.
– На лице загар, видимо, служил в Индии...
– Правильно, но вернулся совсем недавно, загар ещё не успел сойти...
– Он несёт игрушки, наверное, у него есть ребёнок...
– Верно, но, скорее всего, не один ребёнок, потому что одному ребёнку не несут сразу погремушку, деревянного коня и мелкокалиберную винтовку...

Артур стал лучшим учеником своего профессора. Доказательством этого служат не только рассказы о Шерлоке Холмсе, но и услуги, оказанные писателем некоторым правительствам и полиции, обращавшейся к нему в запутанных случаях. Несколько дел Артур Конан Дойл распутал сам, причём не по просьбе полиции, а защищая людей, пострадавших из-за её профессиональных ошибок и недобросовестности.

Но всё это было потом, а пока, окончив университет и получив диплом врача, А.К. Дойл должен был найти себе частную практику. Это было нелегко. Купить практику у старого врача, собравшегося на покой и готового уступить своих пациентов за соответствующую сумму, молодому Дойлу было не по средствам. А многократные попытки обосноваться в незнакомом городе не приводили к успеху. В конце концов он устроился в небольшом городке Астоне – пригороде Бирмингема, но его доход был невелик – всего 2 фунта в месяц (более чем в 3 раза меньше его университетской стипендии). В это время он опубликовал первый рассказ – "Тайна Сесамской долины". Но писать было трудно, не было опыта, а врачебная практика требовала слишком много времени и сил (врач он тоже был ещё малоопытный, постоянно волновался по поводу поставленных диагнозов, состояния пациентов...). И тут ему повезло. Дойл устроился судовым врачом на корабль, который ушёл в плаванье сначала в Арктику, а потом к берегам Западной Африки. Работы было немного, можно было писать. Вернувшись, он, наконец, получил приличную практику в Саутси, но в день своего тридцатилетия оставил её и стал профессиональным писателем. Любопытно, что он это сделал только тогда, когда уже получил практику и степень доктора медицины. Может быть, поэтому так достоверен Ватсон, друг Холмса, отставной врач.

А.К. Дойл стал одним из основателей нового жанра – приключение человеческой мысли. Хотя первым «отцом жанра» был американский писатель Эдгар Алан По со своим героем, сыщиком Дюпеном. Этот жанр получил название детектива.

Шерлок Холмс принёс славу своему создателю. За 40 лет А.К. Дойл написал 4 повести: "Этюд в багровых тонах" (1887 г.), "Знак четырех" (1890 г.), "Собака Баскервилей" (1902 г.), "Долина ужаса" (1926 г.) и пять сборников рассказов (всего 56): "Приключения Шерлока Холмса" (1892 г.), "Записки о Шерлоке Холмсе" (1884 г.), "Возвращение Шерлока Холмса" (1905 г.), "Его прощальный поклон" (1917 г.) и "Архив Шерлока Холмса" (1927 г.).

Как относился А.К. Дойл к популярности своего героя? В этом вопросе среди критиков нет согласия. Одни утверждают, что писатель не любил Шерлока Холмса, из-за чего тот и получил такие неприглядные черты, как пристрастие к наркотикам, смешное женоненавистничество, жуткую необразованность (не знал, что Земля вращается вокруг Солнца!), хвастовство и самомнение. "Вы, конечно, думаете, что, сравнивая меня с Дюпеном, – говорит Шерлок Холмс Ватсону, – делаете мне комплимент. А по-моему, Дюпен – очень недалекий малый". Это несмотря на то, что многие приёмы Шерлока Холмса – его знаменитый дедуктивный метод, наблюдательность и анализ мелочей уже с успехом применял и раньше Дюпен.

Конан Дойл неоднократно пытался убрать Шерлока Холмса со страниц своих произведений, даже уничтожить физически, как он это сделал в рассказе "Последнее дело Холмса". Причина нелюбви к своему герою была не случайной. По требованию читателей ему приходилось отдавать всё больше времени на рассказы о знаменитом сыщике, отрывавшие его от работы над историческими романами, которые сам А.К. Дойл считал своим главным делом. Он написал роман "Белый отряд" о Столетней войне между англичанами и французами. На той войне были три знаменитые битвы: при Креси, Пуатье и Ажанкуре. Во всех победили англичане, несмотря на численный перевес французов, и то, что война велась на территории Франции. Франция была тогда очень слабой страной, а англичане впервые использовали большие отряды арбалетчиков. Ремесла в Англии были к этому времени развиты настолько хорошо, что позволили "поставить на поток" производство арбалетов. Правда, со временем война приняла национально-освободительный характер, и французы под предводительством Жанны д'Арк прогнали англичан со своей земли. Второй роман – "Майк Кларк" – о католиках и протестантах в Англии.

За рассказы о Шерлоке Холмсе А.К. Дойл получал по 20 шиллингов за слово. Фраза "Великий сыщик сидел на диване и курил трубку" приносила ему доход больший, чем месячный гонорар в бытность в Астоне. А за свои исторические романы, которые А.К. Дойл считал куда важнее детективов о Шерлоке Холмсе, – он получал в 10 раз меньше, и это очень злило А.К. Дойла и не добавляло любви к знаменитому сыщику.

Но вот что интересно. Отрицательные черты, данные герою автором, придали его образу достоверность настолько большую, что многие читатели не сомневались в реальном существовании Шерлока Холмса, писали ему письма с выражением восхищения и просьбами о помощи, а впоследствии в 1954 году с восторгом приняли установку на знаменитом доме, стоящем на Бейкер–стрит, мемориальной доски, утверждавшей, что в этом доме с 1881 по 1903 гг. проживал прославленный сыщик Шерлок Холмс.

Как уже было сказано, главным своим делом А.К. Дойл считал сочинение исторических, а впоследствии – приключенческих и фантастических романов. Но фантастика А.К. Дойла существенно отличается от фантастики кумира его юности Жюля Верна и соотечественника Герберта Уэллса. Если в романах его предшественников фантастическая идея находилась в центре всего произведения, то у А.К. Дойла фантастика всего лишь некое допущение, литературный приём, а в основном сюжет строился как приключенческий. А.К. Дойл написал 10 рассказов, 6 романов и повестей в жанре фантастики. Среди его произведений "Затерянный мир", "Открытие Рафза Хоу", "Маракотова бездна", "Отравленный пояс", "Страна тумана"...

Свои произведения А.К. Дойл делил на жанры:

– ужасные
– таинственные
– медицинские
– военные
– морские
– о ринге (он занимался спортом, хорошо разбирался в боксе).

У писателя были и другие заслуги. Когда началась англо-бурская война, А.К. Дойл вспомнил о своей профессии врача, уехал на поле боевых действий в Южную Африку и там основал госпиталь, вскоре ставший образцовым. Именно за это благородное дело он получил рыцарское звание, хотя, наверное, его писательская слава тоже этому поспособствовала. А.К. Дойл получил право называться "сэр Артур", стал членом ордена святого Иоанна Иерусалимского. А за те несколько дел, которые А.К. Дойл расследовал сам, он получил признание как защитник несправедливо осуждённых.

Год занимался А.К. Дойл делом молодого юриста Джорджа Эдалджи, обвинённого в сочинении многочисленных анонимных писем, различных неблаговидных поступках, зверском убийстве скота на основании одних только косвенных улик, и осуждённого на семь лет каторжных работ с запрещением работать по специальности после освобождения. Эдалджи обратился с просьбой о помощи к писателю, потому что больше обращаться было некуда – в Англии тех времен не было кассационного суда, куда можно было бы подать жалобу на неправильное решение следствия или судебного процесса. Улики, на основании которых был осуждён Эдалджи, при ближайшем рассмотрении оказались совершенно необоснованными, и вскрылась истинная причина его осуждения: Эдалджи был наполовину индус, весь небольшой приход относился с глухим недоброжелательством к его семье, а когда в деревушке стали находить убитых животных, анонимные письма, все были уверены, что это – дело рук "этих иностранцев" – больше некому! На поводу у общественного мнения лавочников и обывателей пошла и полиция, которой нужно было создать хотя бы видимость расследования. Обо всём этом написал А.К. Дойл в опубликованном им отчете об этом деле, обвинив полицию Стаффордшира в бездарности, обмане и расизме. Эдалджи освободили за недостаточностью улик, но его доброе имя восстановлено не было, и заниматься юридической деятельностью он не мог. И А.К. Дойл продолжил заниматься этим делом, потому что для того, чтобы полностью оправдать невиновного, нужно найти настоящего преступника. И это оказалось не так уж сложно. А.К. Дойл занялся изучением анонимных писем (по которым, кстати, никто и не подумал провести графологическую экспертизу), в которых намекалось на то, что их автор – Эдалджи, а также анонимных писем, полученных директором местной школы. И на основании этого анализа сделал вывод, что их автор – бывший житель этой деревушки. И тогда А.К. Дойл послал запрос директору, не было ли среди его учеников молодого человека, про которого известно, что он: а) очень не любил директора; б) отличался вредным характером; в) после школы ушёл служить на флот. Такой ученик незамедлительно нашёлся. Нашлись и улики, подтверждающие его виновность в убийстве скота (особой формы ланцет), а графологическая экспертиза установила, что он является и автором всех анонимных писем (подробности этой истории А.К. Дойл потом обрисовал в рассказе "Питер Хадсон").

Второе дело А.К. Дойла касалось ещё более скандального случая. Некто Слейтер, жутко несимпатичная личность – авантюрист, игрок, иностранец, был обвинён в убийстве пожилой женщины и четырнадцатилетней девочки, якобы видевшей его выходящим из дома, где произошло убийство. Была взломана шкатулка с документами и украдена бриллиантовая брошь в форме полумесяца. Полиция оповестила все ломбарды на тот случай, если кто–то заложит такую брошь. Через некоторое время один из владельцев ломбарда сообщил, что ему была сдана такая брошь каким-то Слейтером. Полиция навела о нём справки и получила подозрительные сведения о его личности (об этом выше), а также о том, что он вместе со своей любовницей собирается покинуть Англию и перебраться за океан. Он был немедленно арестован и осуждён на смертную казнь, заменённую в последний момент пожизненными каторжными работами. Он тоже обратился к А.К. Дойлу, и писатель установил вопиющие факты. Слейтер был осуждён несмотря на то, что брошь, как оказалось, была не та, и сдали её в заклад до убийства! И отъезд не был неожиданностью, он и не собирался скрывать своих намерений. 20 лет боролся А.К. Дойл за освобождение Слейтера и добился его. Но преступника на этот раз не нашёл. Говорят, что преступник сам открылся сыну писателя незадолго до его смерти.

Не так уж мало – восстановить доброе имя человека. Но Дойл сделал больше – вместе с другими прогрессивными людьми своего времени он добился создания в Англии кассационного суда.

А.К. Дойл любил розыгрыши, мистификации, увлекался спиритизмом и оккультными науками, например, делал "фотографии духов" (возможно, что с целью разоблачения). Задолго до смерти он написал несколько рассказов, но не стал их публиковать, а передал знакомому медиуму для зачтения после его смерти "от лица его духа".

А.К. Дойл сам сочинил себе эпитафию:

Я выполнил свою простую задачу,
Если дал хотя бы час радости
Мальчику, который уже наполовину мужчина,
Или мужчине – ещё наполовину мальчику.

Ещё одним вкладом А.К. Дойла было то, что он заложил основы новой науки – криминалистики – научного метода расследования преступлений. Помните знаменитую работу Шерлока Холмса об исследовании различных сортов табака? По методу Шерлока Холмса стали исследовать состав пыли, сохраняющейся обычно в швах одежды. Криминалисты стали использовать методы новой тогда науки – статистики, с которыми Шерлок Холмс был неплохо знаком: "Отдельный человек – неразрешимая загадка, зато в совокупности люди представляют собой некую математическую определенность. Разве можно, например, предсказывать поведение отдельного человека? Но вы можете сказать точно, как поведет себя коллектив. Индивиды различны, но процентное отношение различий в коллективе – постоянно. Так говорит статистика", – утверждал Шерлок Холмс.

Но самый важный, на наш взгляд, вклад А.К. Дойла – это, как уже было сказано, возвеличивание человеческого мышления, логики. Вот что сказал однажды академик И.Б. Старик: "Особое впечатление на меня произвели в девятом классе уроки логики, которые талантливый педагог проводил на примере увлекательных рассказов Конан Дойла. Впоследствии эти занятия оказали большое влияние на мою творческую деятельность в области радиохимии. Выяснилось, что при изучении поведения веществ, когда за ними невозможно наблюдать, применим тот же метод, какой использовал Шерлок Холмс" (К.Кострикин "Шерлок Холмс – химик", Семья и школа, 1972, N3).

В чём же заключался метод Шерлока Холмса?

Свое "кредо" он излагает в повести "Этюд в багровых тонах". Там есть глава "Искусство мысли", где главными в своем методе Шерлок Холмс называет наблюдательность и установление связей. Или наблюдательность и дедуктивную логику. В повести "Знак четырех" на высказывание Ватсона, что, по его мнению, умение наблюдать и умение делать выводы – это одно и то же, Шерлок Холмс отвечает: "Нет, это разные вещи... Вот, например, наблюдение подсказало мне, что утром вы были на почте на Унгмор-стрит, а умение логически мыслить позволило сделать вывод, что вы ходили туда посылать телеграмму..."

Каждый рассказ о Шерлоке Холмсе заканчивается объяснением тайны. Каждый раз, когда Шерлок Холмс с видимым удовольствием излагает ход своих умозаключений доктору Ватсону или чину официальной полиции, его рассуждения кажутся абсолютно логичными, настолько логичными, что чаще эти чины вместо восхищения испытывали досаду: оказывается, всё было так просто! Но и эта простота, и кажущаяся абсолютная логичность обманчивы.

– Я могу сравнить себя с путником, который предпринял восхождение на гору, не зная дороги; долго и с трудом взбирается он, часто вынужден возвращаться назад, ибо дальше нет прохода. То размышление, то случай открывают ему новые тропинки, они ведут его несколько далее, и, наконец, когда цель достигнута, он, к своему стыду, находит широкую дорогу, по которой он мог бы подняться, если бы умел верно отыскать начало. В своих статьях я, конечно, не занимал читателя рассказом о таких блужданиях, описывая только тот проторенный путь, по которому он может теперь без труда взойти на вершину... – писал известный немецкий физиолог, психолог, физик и математик Герман Гельмгольц (Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Как приходят новые идеи. Издательство МГУ, 1961, с. 366).

Рассуждения Шерлока Холмса так же логичны, как логично доказательство теоремы, приведённое "от конца", когда уже известен конечный результат. "Что и требовалось доказать". Но ведь Шерлок Холмс должен был решать свои задачи с "начала"! Каким иным путём, если не идти по пути, описанному Гельмгольцем, мог продвигаться к разгадке тайны Шерлок Холмс? Сам он говорил, что этот путь – дедуктивная логика. Слово "дедукция" произошло от латинского deductio – вывожу – и означает логический переход (по правилам формальной логики) от общего заключения к вытекающим из него частным выводам. Но ведь известно, что поиск нового, разгадка тайны – обратный процесс, когда по отдельным частным фактам нужно восстановить общую неизвестную картину! Шерлок Холмс в принципе не мог разгадать свои задачи с помощью дедуктивной логики. Но, тогда как?

– Косвенные доказательства очень обманчивы... они могут совершенно ясно указывать в одном направлении, но... на самом деле они очень часто ведут нас не к истине, а в противоположную сторону... Ничто так не обманчиво, как слишком очевидные факты, – утверждает Холмс ("Тайна Боскомской долины"). Из этой фразы совершенно очевидно, что Шерлок Холмс прекрасно понимал, что такое психологическая инерция. Как же он боролся с ней?

– Вы со следователем страдаете одним и тем же недостатком: отбрасываете всё положительное, что есть в показаниях молодого человека, – говорит Шерлок Холмс доктору Ватсону (там же).

Показания молодого МакКарти, заподозренного в убийстве своего отца, и в самом деле противоречивы. Одни его ответы усугубляют подозрения в его виновности, другие же отрицают его вину. И следователь, и Ватсон склонны принимать во внимание те факты, которые подтверждают возможную версию о виновности МакКарти, и отбросить, считать несущественными те факты, которые этой версии противоречат.

Шерлок Холмс категорически возражает против такого однобокого подхода, и, хотя и не произносит слова "противоречие", считает, что должны быть приняты во внимание все факты (при всей их противоречивости), только тогда возможно правильное решение задачи. Ведь мы знаем, что противоречие должно быть осознано, только тогда оно может быть разрешено. Как? Какими приёмами разрешения неназываемых противоречий пользуется знаменитый сыщик?

– Чем нелепее и грубее кажется Вам какая-нибудь деталь, тем большего внимания она заслуживает. Те обстоятельства, которые, на первый взгляд, усложняют дело, чаще всего приводят нас к разгадке, – заявляет Шерлок Холмс. ("Собака Баскервилей"). Он прекрасно понимает, что обострение противоречий ведёт не в тупик, а к его разрешению, очевидно, не подозревая, что это понимание – одно из следствий диалектической логики, а вовсе не дедуктивной, которая боится противоречий, а тем более обострённых, как чёрт ладана.

Очень часто разрешению загадки помогает знаменитая наблюдательность сыщика, поставляющая недостающие звенья в цепи фактов и рассуждений. Вообще разговоры о наблюдательности сыграли злую шутку с читателями. Когда первые рассказы о Шерлоке Холмсе увидели свет, методы его поразили воображение многих читателей видимой легкостью овладения. Самым существенным в них многие сочли необыкновенную наблюдательность, и, наверное, практически каждый молодой человек, прочитавший рассказ "Скандал в Богемии", пересчитывал ступеньки своего дома, вырабатывая эту наблюдательность. Но, к сожалению, этого недостаточно для того, чтобы добиться лавров Шерлока Холмса. И совсем ничего не известно о последователях Шерлока Холмса, живых, нелитературных, которые бы использовали его дедуктивную логику. Не потому ли, что она не могла принципиально помочь, ведь освоить её ничего не стоит? Куда сложнее научиться умению увязывать в одно целое (систему!) многочисленные и порой незначительные на первый взгляд факты.

В деле об обряде дома Месгрейвов кажется, что есть три отдельные загадки: совершенно бессмысленные вопросы и ответы старинного манускрипта, исчезновение дворецкого и горничной. Но Шерлок Холмс по опыту знает, что маловероятно существование отдельных загадок, что, скорее всего, есть только одна загадка, как бы распавшаяся на три части, и в их объединении должен быть ключ к разгадке всей истории.

... Если сейчас, с вершины нашего понимания диалектики и системности, снова перечитать рассказы о Шерлоке Холмсе, то станет ясно, что именно в них и заключается метод прославленного сыщика. Станет ясно, что Шерлок Холмс пользовался и другими приёмами из арсенала современного изобретателя, например, аналогами – похожими случаями, с которыми ему приходилось иметь дело раньше, тщательно отражёнными в огромной картотеке.

***

У Шерлока Холмса были не только предшественники, но и последователи. Ещё при жизни А.К. Дойла стали публиковаться рассказы молодого Честертона, главным героем которых был патер Браун – человек, во многом полная противоположность Шерлоку Холмсу, но достойный ему «конкурент».

Патер Браун отличается от Шерлока Холмса в первую очередь чисто внешне: вместо элегантного джентльмена с железными мускулами – маленький круглый человечек в бесформенной одежде и помятой шляпе. Метод патера Брауна для разгадывания загадок тоже вроде бы другой. Если Шерлок Холмс в своих рассуждениях идёт от внешних причин, обстоятельств, то патер Браун, как и положено священнику, идет от внутренних человеческих побуждений, от движений души, исследует самым внимательным образом побудительные мотивы поступков людей. Вот как он сам описывает свой метод:

– Я пытаюсь проникнуть внутрь... Я – внутри человека. Я поселяюсь в нем, у меня его руки, его ноги. Но я иду до тех пор, покуда не начну думать его думы, терзаться его страстями, пылать его ненавистью...

Эмпатия – приём решения изобретательских задач – неплохо служит патеру Брауну для разрешения таинственных ситуаций. Но патер Браун умеет справляться и с противоречиями.

...Убит человек. А в дом, по показаниям соседей и слуг, никто не входил. Но ведь так не бывает. Трудная загадка. Но, к счастью, не единственная. Одной девушке приходили от этого человека письма, и она рассказала, что когда читала их, ей слышались какие-то слова, чей-то голос угрожал ей, грубо смеялся... А вокруг никого не было! И снова, как и в деле дома Месгрейвов у А.К. Дойла, вторая загадка, и вместо того, чтобы усложнить и без того сложную ситуацию (а усложнять уже практически некуда, единственное, что напрашивается – это вмешательство потусторонних сил!), патер Браун упрощает её. Фактически он формулирует противоречие: кто-то должен был войти в дом, чтобы убить, и не должен был войти, потому что его никто не видел. Кто-то должен был быть рядом с девушкой во время чтения писем, чтобы она слышала голос, и не должен был быть рядом, потому что она никого не видела. Но с такой ролью мог справиться только невидимка! И патер Браун, как и положено искусному психологу, открывает явление психологической невидимости. Люди никого не видели, потому что не обратили внимание на этого человека, значит его присутствие в этом месте должно было быть привычным, естественным. "Никто, – утверждает патер Браун, – не может читать письмо в одиночестве, только что получив его, если только его не принес почтовый голубь". Письмо принес почтальон. И он не мог войти в дом и выйти из него незамеченным. Вот и разрешение противоречия – как бы в психологической плоскости. Почтальон – психологическая невидимка.

Итак, можно сформулировать основные положения метода Дюпена, Шерлока Холмса, патера Брауна за них самих:

а) рассматривать все имеющие отношение к делу факты в системе, ничего не отбрасывая, какими бы противоречивыми они не представлялись;

б) не бояться противоречий, а, наоборот, стремиться к их обострению, ибо разгадка – это разрешение обострённого до предела противоречия;

в) не поддаваться психологической инерции косвенных улик, "правдоподобных" объяснений;

г) пользоваться аналогиями, вести картотеку таинственных историй и их разгадок.

Сегодня мы могли бы дополнить этот список ещё одним сильным приёмом – обращением детективной (исследовательской) задачи в изобретательскую, что дает нам возможность использовать для разгадки тайн весь аппарат АРИЗ (Алгоритма решения изобретательских задач).

Основные положения метода сформулированы, но остался ещё один вопрос: как придумывать сюжеты таинственных рассказов?

Самое простое – ничего не придумывать, а "брать" из жизни. Но такой путь доступен не каждому, и, во всяком случае, вряд ли он был доступен А.К. Дойлу. Но в одном из своих рассказов писатель немного приоткрывает занавес своей творческой лаборатории.

... Доктор Ватсон возвращается домой, где его встречает Шерлок Холмс, и заявляет, что, как он видит, Ватсон раздумал покупать акции одной южноафриканской компании. Удивленный доктор требует разъяснений. С возрастающим недоумением он узнает, что этот вывод Шерлок Холмс сделал на основании состояния впадины между большим и указательным пальцами левой руки доктора Ватсона. Наконец, сжалившись над окончательно заинтригованным доктором, Шерлок Холмс выкладывает всю цепочку рассуждений. Всё, как всегда, до обидного просто. Впадина выпачкана мелом – это означает, что доктор пришёл из клуба, где играл на бильярде. Всем известно, что постоянным партнером доктора в клубе является некто Сэрстон, который, как рассказал недавно доктор, предложил ему совместно купить ценные бумаги южноафриканской компании. Эти бумаги на днях поступают в продажу. Чековая книжка доктора находится у Шерлока Холмса. Доктор не просил ключ от стола, следовательно, он не собирается покупать эти бумаги. Восхищенному и, как обычно, даже несколько раздосадованному доктору Шерлок Холмс объясняет, почему его заявление произвело такое сильное впечатление. Когда двигаешься по цепочке рассуждений, всё понятно и не вызывает удивления. Но стоит выкинуть из цепочки хотя бы одно звено, и возникает загадка. Особенно сложной она кажется, если остались только два звена – первое и последнее. Но ведь в этом объяснении Шерлока Холмса и кроется метод создания загадочных ситуаций, один из методов придумывания тайн! Берем обычную историю, в которой нет ничего загадочного, удаляем из нее промежуточные звенья, события, и тайна готова. Теперь можно её разгадывать, используя различные методы решения задач.

Декабрь 1985. А.В. Зусман. Кишинёв.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Адамов А. Мой любимый жанр – детектив. М., Советский писатель, 1960.
  2. Андреев К. На пороге новой эры. М., Советский писатель, 1971.
  3. Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари. М., 1960.
  4. Антонов С. От первого лица. Новый мир, 1973, N 3.
  5. Кострин К. Шерлок Холмс – химик. Семья и школа, 1972, N 3.
  6. Фархас В. Прототип Шерлока Холмса. Нева, 1966, N 7.
  7. По следам Шерлока Холмса (перевод с французского Адриана К.Дойла), Простор, 1967, N 3.
  8. Человек, который был Шерлоком Холмсом. Реферат книги Майкла и Молли Хардвик. Наука и жизнь, 1935, N 10.
  9. Джон Диксон Карр. Тайна Грейт Валли. (Отрывок из книги). Вокруг света, 1966, с.15–17, 55, 56.
  10. А.К. Дойл. Записки о Шерлоке Холмсе. М., Детгиз, 1956.
  11. А.К. Дойл. Записки о Шерлоке Холмсе. Минск, Народная Асвета, 1964.
  12. Г.К. Честертон. Рассказы. М., Правда, 1981.
Назад к разделу