О ТВОРЧЕСТВЕ

Творчество в истории

Мозг любого живого существа способен работать в двух режимах:

  • Решение обычных, повседневных, повторяющихся, типовых задач.
  • Решение творческих задач. Таких, которые раньше не встречались данному живому существу и для которых нет наследственных алгоритмов. Чем сложнее и интеллектуальнее организм и чем разнообразнее и динамичнее его окружение – тем больше ему приходится встречаться с нетривиальными задачами.

Еще в 1883 г. была опубликована книге соратника Дарвина, Д.Д. Роменса, «Ум животных», в которой он показал, что многие животные (включая беспозвоночных) обладают достаточно высоким уровнем интеллекта. В этой книге приведено множество примеров, которые нельзя назвать иначе чем «творческими решениями».

Например, описывается свирепый бык, которого привязывали за цепь, соединённую с кольцом, продетым в нос. Когда быка выпускали на пастбище, он иногда наступал на волочащуюся цепь и очень страдал. На другом конце цепи тоже было кольцо. И бык сделал потрясающее изобретение – он становился на колени и умудрялся надевать это кольцо на свой рог.

После Раменса была масса публикаций об уме животных и их способности решать творческие задачи: сегодня, для того чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на U-tube. Да любому, у кого была собака, кошка, ручная птица и т.п. это можно не объяснять – они прекрасно знают об уме и часто неординарных, творческих поступках своих любимцев.

Но «творческое решение» у животных – самый крайний случай, когда не работают обычные способы поведения. Эти решения редко осваиваются другими животными того же вида, хотя сегодня известно немало примеров передачи «новых идей» между животными путём обучения. Ситуация изменилась с появлением у одного из видов животных языка. Язык резко усилил саму возможность генерации творческих решений за счёт дискуссии с коллегами или с самим собой (внутренняя речь). Появилась возможность распространения изобретений. Это позволило людям построить цивилизацию.

С самого появления людей и начала цивилизации постоянно нарастали разнообразие и сложность общества, объём знаний, эффективность технологий и потребность в творчестве для успешного существования и развития.

Лавинообразный рост творчества в областях бизнеса (торговля и финансы) и искусства начался с началом Возрождения (16 век), в области науки с 17-го и в области техники с 18-го веков. Достаточно долго человечеству для своего развития хватало того, что могли создать люди, от природы одарённые творческими способностями – таких в социуме 1 – 5%. Они создавали каменные орудия и прекрасные мифы, основывали религии и государства, открывали законы науки, развивали технику, медицину и искусство… В начале развития всю медицину мог описать один Гиппократ, в механике хватало Архимеда, всю тогдашнюю науку «накрыли» труды Аристотеля, а выдающиеся правители типа Цезаря или Цинь Шихуанди почти в одиночку управляли огромными империями.

С развитием цивилизации возникают тысячи разных направлений в науке, технике, медицине, искусстве, бизнесе, менеджменте – и для каждого из них нужны творческие люди. Но «творцов от природы» для этого явно недостаточно.

Творчество сегодня

Сегодня творчество становится очень нужным и в повседневной жизни людей. Рост разнообразия продуктов и возможностей приводит к необходимости постоянного решения задач выбора – от выбора блюд в ресторане до выбора пути в жизни. Почти неограниченные возможности выбора и ограниченные ресурсы требуют решения нетривиальных творческих задач для достижения наилучших результатов – «чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги, силы, время…». Творческое решение задач позволяет каждому человеку или любой группе, организации, от стартап фирмы до политической партии или целых государств, правильно формировать достижимые цели и добиваться их достижения, предотвращать опасности, управлять своей жизнью и судьбой.

Творчество постепенно превращается в массовое явление. Но как научить творчеству того, кто «творцом не рожден»? Возможно ли это?

Да, возможно, потому что:

  • Все нормальные дети – существа исключительно творческие, без этого невозможно научиться ходить, овладеть языком, приспособиться к жизни в обществе. В бассейне Амазонки есть племя, в котором нет стариков. Ещё со времен конквистадоров все больны туберкулезом, умирают молодыми и считают, что это – норма. Так же всё человечество страдает социальной болезнью «эпидемической бесталанности» и считает это нормой. Тех редких детей, которые умудряются по каким-то причинам не заболеть ею, мы и называем творческими личностями. Но болезнь бесталанности можно и должно предотвращать и лечить. 
  • Вы – человек творческий и ваши творческие возможности могут быть больше, чем Вы думаете.
    • 50 лет назад я занимался боксом. Уверен, что и сегодня мог бы вызвать на бой хоть великого Майка Тайсона и продержаться против него… ровно столько времени, сколько ему нужно, чтобы пересечь ринг. Но вот если бы у меня в руках был простенький инструмент – АК-74 – ситуация бы сильно изменилась.
    • Известны «математические гении» – люди, обладающие от природы невероятными вычислительными способностями. Но компьютеры позволили решать вычислительные задачи лучше этих гениев.

Вывод: «способности» можно развивать тренировкой, но они принципиально ограничены нашей генетикой и физиологией. А вот инструменты могут развиваться практически неограниченно. Во всех областях своей деятельности человечество переходит от опоры на «способности» к опоре на «возможности», обеспечиваемые применением тех или иных инструментов. И в области творчества тоже происходит, пусть и довольно медленно, аналогичный «инструментальный переход» от способностей к возможностям на базе разных методов решения творческих задач и применения компьютерной техники.

Автор: Борис Злотин.

Назад к разделу